Форсайт Технодоктрины

ВложениеРазмер
Image icon image001.jpg15.47 KB
Image icon image002.jpg14.03 KB
Image icon image003.jpg11.78 KB
Image icon image004.jpg19.03 KB
Image icon image005.jpg20.39 KB
Image icon image006.jpg49.26 KB

Форсайт Технодоктрины

                                                                      

 

 

 

С.А. Тактаев
 К. С. Бакулев, к.э.н. 

Проектная группа «Технопрогноз – открытое будущее»

Прогнозирование в условиях быстро меняющегося мира становится актуальной задачей развития науки и технологии.  Скорость изменений, большое количество вовлеченных игроков  накладывает дополнительные требования к исследованию будущего – дополнение собственно прогностической  задачи задачей согласования стратегий между игроками. Наиболее проработанной и часто применяемой методикой является методика форсайта.

Метод исследований будущего [1](futures studies) создавался как претендующий на определенную глобальность, сочетая в себе разные методы и подходы. В ходе такого исследования осуществляется попытка объединить вместе различные движущие силы, тенденции и обусловливающие факторы для того, чтобы дать возможность обрисовать возможные варианты развития событий (а не просто предсказывать будущее). Долгосрочные прогнозы в дальнейшем подвергались сильным влияниям разнообразных факторов, и немалое влияние на их развитие оказало активное обсуждение проблем окружающей среды и разработки новых технологий. Этот подход к анализу и прогнозированию часто поддерживался влиятельными кругами, военными ведомствами и крупными корпорациями, которые были заинтересованы в стратегическом анализе широко спектра вопросов не меньше, чем государственные и академические круги.

Слово «форсайт» стали применять как термин с конца 80-х гг. Им обозначают те подходы по обеспечению информационной базой групп ответственных за принятие решений, которые используют улучшенные исходные данные, формируют широкую информационную сеть, и качественно отличаются от подходов, применяемых для фьючерсов и перспективного планирования. Эти изменения подходов и интеграцию различный методов наглядно можно показать на схеме:

 

Планирование -> ФОРСАЙТ -> Исследования будущего -> Создание информационных сетей

 

где планирование  понимается как стратегическое, со смещением акцента с рационального подхода на эволюционный. Потому присутствие более высокой доли неопределенности – уже не исключение, а норма. Причинами экономического роста видятся внедрение новых технологий, а не стремление к равновесию. Начинают обращать больше внимание на качественные, а не на количественные изменения, поэтому традиционное понимание «долгосрочного планирования» уже не применимо на практике. Однако, само понятие долгосрочности не теряет своего значения и его следует принимать во внимание.

К исследованиям будущего можно сделать следующий комментарий. Этот метод переживает несколько стадий развития. Первое – переход от упреждающего анализа к исследовательскому подходу, и с «одноразовых» исследований, к более универсальным моделям анализа. Второе – возрастающее осознание того, что в анализе должны принимать участие не только эксперты, но и потребители, заинтересованные круги. Такие изменения оказались просто необходимыми для более эффективного внедрения результатов исследований в механизмы выработки стратегических решений.

Создание информационных сетей: поскольку за последнее время произошли изменения в составе участников форсайта от элитного (нисходящий подход) к более широкому и разнообразному, это отразилось на большей демократизации политических процессов. Также, эта тенденция отражает осознание того факта, что ни одному человеку не под силу охватить и владеть всей информацией, которая существует. И лица, принимающие решения должны смириться с тем, что знания и информация широко распределена на разных уровнях. Именно поэтому такое значение приобретает сбор информации и налаживание информационных связей. Сам по себе форсайт выходит за рамки традиционных, академических, основанных на компетенции консультантов прогнозов, хотя такие подходы должны учитываться. Форсайт не заменяет собой существующих механизмов принятия решений и разработки планов, напротив – он дополняет и снабжает их информацией, с целью повысить их эффективность.

С течение времени понятие форсайт стали применять в любых случаях, когда речь заходила о подобном роде деятельности. Так стали называть мониторинги технологий и окружающей среды, прогнозирование и другие роды деятельности. Поэтому в противовес этому стал использоваться термин полноценный форсайт, чтобы описать через это понятие подход, который выходит за рамки одного какого-то узкого метода. У такого подхода имеются следующие цели:

- свести воедино заинтересованную сторону и сторону, ответственную за сбор, обработку и предоставление информации.

- стороны сводят вместе для выработки единого стратегического взгляда на ситуацию и для сбора необходимой информации. Структурные подходы фокусируют свое внимание на долгосрочном развитии в социальной, экономической сферах, в сфере технологий. Методы анализа интерактивные и работа осуществляется при участии всех сторон-участников.

- существует два вида результатов работы форсайта: формальные/официальные итоги работы – это сценарии, программа действий, список приоритетов. Однако это следует связывать с наличием информационной сети, что позволяет сторонам, принимающим участие в форсайте не только пользоваться готовым продуктом анализа, но владеть самим анализом, его методом.

- неформальным итогом может быть создание информационной сети, которая бы позволяла членам, принимающим участие в форсайте, делиться ресурсами знаний, стратегическими ориентирами и прогнозами на будущее. Целью создания такой сети может быть установление связей между людьми, которые заняты в разных сферах инновационных разработок, что может помочь им наладить взаимопонимание на длительный срок.

Полноценный (полномасштабный) форсайт делает акцент на создании стратегической информационной сети для долгосрочного анализа, который может иметь также и практическое применение на текущий момент. Не все, что называют форсайтом, будь то форсайт какой-нибудь фирмы или национальной программы, обладает теми чертами, которые были перечислены выше. Форсайт может быть менее полным, чем описано выше, но это ухудшит его качество.

Есть несколько определений термина «foresight» - (англ. «впередсмотрящий» ) [2]
Определение от CORDIS [3]: Форсайт (foresight) включает в себя действия, ориентированные на

·           мышление

·           обсуждение

·           очерчивание будущего

Обдумывать будущее: прогнозирование, оценка технологий, исследования будущего и другие формы форсайта - это попытка определить долговременные тренды и скоординировать на их основе принятие решений. Форсайт появился в последние годы и наиболее активно применялся в Европе для выделения приоритетов современных исследований на основе базовых сценариев развития науки, технологии, общества и экономики.

Спорить о будущем: форсайт - это процесс, вовлекающий всех стейкхолдеров: общественные организации, промышленные предприятия, исследовательские центры, неправительственные фонды, и так далее, и так далее. Работа может быть организована на нескольких уровнях: международном, национальном, региональном. Открытая дискуссия между участниками ведется на площадках разного типа, например, в форме экспертной панели.

Очерчивать будущее: цель форсайта - определение возможного будущего, создание желаемого образа будущего и определение стратегий его достижения. В основном, результаты вовлекаются в общественное принятие решений (как пример можно привести исследование приоритетов деятельности общественных фондов). Но, в тоже время, результаты форсайта могут мочь всем участникам работ развивать и улучшать их собственные стратегии.

Определение  от EU FOREN Guide[4]

Форсайт - это систематический, совместный процесс построения видения будущего, нацеленный на повышение качества принимаемых в настоящий момент решений и ускорение совместных действий. Идеология форсайта происходит от конвергенции тенденций современных разработок в области политического анализа, стратегического анализа и прогнозирования.

Определение  от ForTech[5]

Форсайт - это естественная человеческая деятельность, которая, на самом деле, всегда выполнялась и отдельными людьми, и компаниями. Тем не менее, сейчас она формализована в эффективную методику и применяется правительствами, регионами и другими субъектами стратегирования для формирования рамок в науке и технологии. То, как именно форсайт проводится, управляется и на основании какой методики интерпретируются его результаты, влияет на его успешность. Технология форсайта позволяет учитывать долгосрочные последствия и возможности в принятии решений. Форсайт может быть использован для разработки стратегий и долгосрочного планирования развития регионов, муниципалитетов и других видов территориальных образований.

Определение от Australian Center For Innovation[6].

Форсайт - это систематическое размышление о будущем и воздействие на будущее.

Определение от программы сотрудничества Unido[7].

Форсайт – сценарное прогнозирование социально-экономического развития: возможные варианты развития – экономики, промышленности, общества – в 10-20 летней перспективе.

Что же такое форсайт? Ответ от американского исследователя, одного из авторов метода  Бена Мартина[8]:

Форсайт - это систематическое попытка заглянуть в долгосрочное будущее науки, технологии, экономики и общества с целью идентификации зон стратегического исследования и появления родовых ФФтехнологий, подающих надежды приносить самые крупные экономические и социальные выгоды.

Резюмируя, важным общим местом этих определений является:

  1. Осведомленность и вовлеченность участников форсайта о будущем,
  2. совместное обсуждение будущего,
  3. формирование общей картины будущего.

Осведомленность подразумевает специализированную экспертизу в исследуемом понятийном поле, и вовлеченность участников – их заинтересованность в получении результатов форсайта.  Слабая экспертная подготовка участников  не позволит сделать глубокий форсайт,  суждения неподготовленных или непрофильных экспертов будут поверхностны, наивны.

Отсутствие вовлеченности, заинтересованности  – создаст опасность формальных и даже  безответственных суждений экспертов, что также сведет ценность результатов форсайта к нулю. Поэтому важно участие в форсайте реальных игроков – стейкхолдеров в предметной области.

Важность совместного обсуждения, самоочевидна,  поскольку только обмен мнениями позволяет донести позиции  всех участников  друг до друга. Это требует либо очного обсуждения в виде панельных дискуссий, круглых столов, стратегических сессий, деловых игр, либо развитого заочного коммуникационного механизма.

И, наконец, формирование общей, совместной картины будущего форсайта – и есть его цель, столь же важная, как и извлечение информации о будущем. Поэтому форсайт должен в обязательном порядке включать в себя согласовательный протокол – от простого голосования, до итеративного обсуждения по методу «дельфи»[9].

Для реализации задач формирования технического прогноза развития Российской федерации, в условиях сжатых временных рамок конференции была спроектирована форсайтная деловая игра «Форсайт технодоктрины», вписанная в общую канву конференции «Технодоктрина».

Поскольку экспертная среда формировалась спонтанно, произвольно, из участников конференции, было принято решение расширить установочные доклады до 1,5 дне, разбив их посекционно, что позволило погрузить участников в проблематику технологического развития, однако наложило жесткие временные ограничения на проведение деловой игры – 6 часов.

Цель игры :   Сформировать Технодоктрину - желаемый образ будущего страны для технической молодежи, собрать проекты и проектные команды для его реализации

Задачи игры:

1. собрать людей со своими проектами

2. Пусть они договорятся об общем образе будущего

3. Выяснить, что препятствует реализации Образа будущего

4. Построить "дорожную карту" - стратегию молодежной инженерной политики, направленную на решение найденных проблем.

Для принятия правил игры участникам была предложена хартия, которая была принята общим голосованием:

Хартия форсайта     

  1. Мы выбираем проекты  из своих/публичных заявленных ценностей, (Каждый из нас что-то делает и сейчас нужно, чтобы каждый выбрал себе проект),
  2. Мыприехали работать и принимать игру и ее результаты, как ценность для себя,
  3. Мы применяем "принцип мозгового штурма" - не будем  спорить, стебаться, издеваться над идеями друг друга,
  4. Мы выполняем правило “спор за 30 секунд”
  5. Мы готовы подчиняться требованиям модераторов,
  6. Если группа не принимает наших гениальных идей, мы не грубим, не кричим, а просто заявляем "особое мнение".
  7. Мы фиксируем результаты (чтобы потом оцифровать их и сделать общедоступными в Сети),
  8. Мы работаем здесь, весь период “от звонка до звонка”, так как, выйдя из игры сложно включиться обратно, Кто пришел потащиться - ну, вы эта, понели...
  9. Мы обсуждаем, что получает (получил) от игры каждый - после игры.
  10. Наша сессия это не разовое мероприятие, а начало онлайн работы в режиме викифорсайтинга. Те идеи, которые мы сейчас найдем, мы, силами летописцев, выложим в онлайн и потом, общими силами, увяжем друг с другом в вики-формате - викифицируем.

В игре были использованы традиционные для такого рода сессий роли:

Модераторы групп.  Обеспечивают конструктивнось обсуждения и соблюдение временной рамки в группе. Имеют право прекратить выступление участника, если нарушает время, троллит, грубит и прочим образоом мешает. Имеют право удалить такого человека. Проводят голосования Выступают от лица группы. Не имеют права навязывать своего мнения.

Летописцы.   Подсчитывают голоса.  Вносят сущности, собранные и созданные на игре в таблицу "карта", не вмешиваются в работу группы, не высказывают своего мнения.

Ведущие.       Ведут общую временнУю и смысловую рамку (онтологию) игры. Задают тематику.  Поощряют играющих за хорошие идеи конфетами.

Деловая игра состояла из нескольких тактов, на первом этапе происходило последовательное погружение участников в игровое пространство, на втором этапе – генерация решений и их верификация  в виде ролевых отыгрышей. В конце каждого этапа проводилась синхронизация проектов команд путем их презентации.

Такт  «Тренды».

            Ведущие: дают определение  тренду (тенденция) - это устойчивое изменение ситуации. Мы рассматриваем все  тренды. Формулируем тренд из трех слов: [изменение] [процесс] [ объект]: рост активности людей, снижение рождаемости европейцев... Карточки раздаем из расчета 2шт/участника. УЧАСТНИКИ ИМЕЮТ ПРАВО заявить "особое мнение" и внести свои непрошедшие тренды  в нижнюю зону карты будущего (маловероятные события, "лебединое озеро"), затем  каждый участник заполняет 1-3 карточки трендов.  Участники могут вписывать свои тренды. Группы должны пройти все карты, по 3-5 минут на карту (модераторы следят за этим). Затем группа верифицирует мнения участников путём голосования: каждый участник называет и характеризует написанный тренд , временной период его активности ,  группа задает ему вопросы , модератор ставит на голосование (значимо-незначимо). "Проходят" 3 самых вероятных трендов от группы. Модератор контролирует время, летописец фиксирует результаты

            Визуализация трендов происходит в виде «древа технодоктрины» - участники рисуют на листах  линии трендов в виде "стволов", снизу вверх, длина ствола пропорциональна его длительности, толщина - силе влияния. Низ листа - 2014 год, верх - 2050й.

Такт «Стейкхолдеры (игроки)»

             Ведущие дают вводную: сейчас мы должны определить тех игроков, (общественные силы, представители власти, бизнеса) которые могут влиять ( как в положительную, так и в отрицательнуюс стороны) на  наступление наших общих желаемых результатов. Мы их выпишем поименно: дадим им прозвища! Также нужно кратко описать, их роль что же такого полезного/вредного они будут делать. Мы относимся к ним с добротой, понимая, что зачастую они действуют вынужденно или по незнанию. Затем мы отберём самых значимых из них ТРЕБОВАНИЕ: НЕ персоны, а обобщенные роли. Карточки раздаем из расчета 2шт/игрока УЧАСТНИКИ ИМЕЮТ ПРАВО заявить "особое мнение" и внести своих непрошедших  игроков в нижнюю зону карты будущего (маловероятные события, "лебединое озеро")

            Затем, каждый участник в группе РИСУЕТ 1-3 "портрета" стейкхолдеров, дает ему прозвище, подписывает что именно этот игрок делает и в какой период времени,        группа верифицирует мнения участников путём голосования: каждый участник называет и характеризует своего игрока,  а также срок его активности в годах . Группа задает ему вопросы , ведущий ставит на голосование (значимо-незначимо). Группа также может изменить сроки активности игрока. "Проходят" 3 самых вероятных игроков от группы. Игроки могут повторяться в разных группах. Крупных игроков можно ( и нужно) разделять, например стейкхолдер "государство", "бизнес" должен быть декомпозирован до "персонажей". Потом  участники располагают игроков на листе  возле трендов, которые они "поливают" (поддерживают) - или наоборот "затаптывают".

Такт «Технологии» 

Установка Ведущих: сейчас мы должны определить те технологии (открытия, изобретения) которые могут значительно  влиять ( как в положительную, так и в отрицательную стороны) на  поведение трендов.  Также нужно кратко описать, их роль что же такого полезного/вредного они будут делать. УЧАСТНИКИ ИМЕЮТ ПРАВО заявить "особое мнение" и внести своих непрошедших  игроков в нижнюю зону карты будущего (маловероятные события, "лебединое озеро").

            Затем каждый участник заполняет 1-3 карточки технологий, по итогам установочных докладов. Участники МОГУТ  вписывать свои технологии, а группа верифицирует мнения участников путём голосования: каждый участник называет и характеризует технологии,  а также период активности в годах. Группа задает ему вопросы, модератор ставит на голосование (значимо-незначимо). Группа также может изменить сроки активности технологии. "Проходят" 3 самых вероятных технологии от группы. Модератор контролирует время, летописец фиксирует результаты.

            Визуализация: участники рисуют на листах  линии трендов в виде "ветвей" от "стволов" (трендов) снизу вверх, длина ветки  пропорциональна времени жизни технологии длительности, толщина - силе влияния.

После этого представители групп рассказывают всем участникам сессии о тех «мирах», которые получились по результатам их групп, демонстрируя свои «деревья технодоктрин».

Этап 2 .

Такт «Образ желаемого будущего»

Ведущие говорят участникам: определяем образ желаемого будущего. Какой желаемый результат у вашего проекта? У вашей жизни? Когда вы сможете сказать "Все в порядке" и уйти на покой (заняться чем-то другим)?    ТРЕБОВАНИЕ: позитивность(доброта) и конструктивность результата

            Шаг 1. Участники определяют свои Индивидуальные результаты.

   Ведущие : Теперь каждый пусть напишет 

1.1. свои цели на 5 лет (3 мин),
1.2. на 10 лет (3 мин),
1.3. на 30 лет (3 мин),

Аналогично, для предприятия:
2.1. на 5 лет (3 мин), 2.2 на 10 лет (3 мин), 2.3. на 30 лет (3 мин),

И для страны : 3.1 на 5 лет (3 мин), 3.2. на 10 лет (3 мин), 3.3. на 30 лет (3 мин) листах А4

            Шаг 2. Результаты группы. Ведущие: теперь объединяемся вместе и выписываем  общие цели ( желаемый результат) для всех  группы. Презентуем друг другу свои мысли  и результаты ( 5 минут), рисуем общий желаемый конечный результат (9 минут) Карточки располагаем вверху выполняется на листе Древа. Записываем название, описание (1 мин)

 

Такт «Противоречия (угрозы)»     

Ведущие: выявляем Противоречия (угрозы) между нашим ОЧЕНЬ ЖЕЛАЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ )) и реальными трендами и интересами игроков. наиболее опасные комбинации игроков и трендов.

            Группа по очереди проходит пересечения игроков и трендов по своей карте и записывает результат на карточку, затем  группа верифицирует мнения участников путём голосования: каждый участник называет и характеризует написанную проблему (30 с),  группа задает ему вопросы (30 сек), ведущий ставит на голосование (значимо-незначимо). "Проходят" 2-3 самых опасных противоречий группы. Если нужно, группа голосует повторно. Модераторы контролируют время, летописец фиксирует результаты

Такт «Сильные решения»  

Ведущие: теперь, в режиме "брейн-ринга" - вопрос-ответ за 1 мин мы будем генерировать возможные решения выхода из выбранных проблем. Мы будем сейчас говорить вам какие-то абстрактные способы, а вы постарайтесь уловить ассоциацию и применить к вашей проблеме. Это мозговой  штурм, все идеи хороши. Не беда, если вам ничего не придет в голову на конкретную идею, возможно следующая окажется гениальной. А потом мы отрейтингуем их уже привычнм голосованием. Карточки раздаем из расчета 3шт/участника

            Ведущий зачитывает ТРИЗ-способ, объясняет его, (10-15 с), участники обсуждают свои идеи (45-60 с) см. («сделай наоборот», «оператор «размер-время-стоимость», принцип «вынесения проблемы», принцип «прорывного направления) – как правило, на большее энергетики групп не хватает. Затем группы рейтингуют идеи голосованием, выбирая самые сильные - 10 решений от группы

Такт «Дорожная карта»

Этот такт был осуществлен в виде ролевых отгрышей с элементами технологии Wideband Delphi[10] «покер планирования»[11] и популярной салонной игры «Мафия», слоган «Играем покер с мафией !!! Ставка – будущее!»

            Группы распределяют порядок применения технологий, форматов и законов, чтобы поддержать свои решения. Для этого участники групп принимают на себя роли "положительных" стейкхолдеров ( «граждане», которые «за добро») и , примерно поровну - "мафии", которая «затаптывает» положительные тренды.

Шаг 1 Граждане и ищут идею, которую можно реализовать первой (по времени, ресурсам) для достижения желаемого результата будущего (2 мин) - Участники кладут карточку со своей идеей на стол и голосуют, какую реализовать.

Шаг 2. Мафия делает ответный ход (2 мин). 2. ищем следующую по порядку идею, мафия делает ответный ход 3.

Повторяем, пока идеи не кончатся  или насколько хватит энергии групп ( хватило на 5 шагов).

            Далее, gроверяем себя, от конечного результата, а затем в обратном порядке ищем по карточкам промежуточные результаты, каждый из которых должен быть инструментом для достижения предыдущих. Верхняя (последняя карточка)  крепится к верху дерева, предыдущую - ниже,  и так до конца.

            По итогу второго этапа проводится Презентация дорожных карт групп , по 3 мин на презентацию, 2 мин на вопросы группе.

Важным этапом деловой игры является подведение итогов или рефлексия.            Ведущие в группах последовательно опрашивают всех участников вопросом: какую ценность они вынесли из участия? Что не удалось сделать? Что внести в резолюцию? Данный этап важен не только в содержательном, но и в психоэкологическом плане, поскольку позволяет быстро «закрыть гештальт» внутренних вопросов, напряжений от игры.

По описанному сценарию, 7 ноября 2014 года в рамках второго дня Всероссийского инженерного форума «Технодоктрина-2014» состоялась деловая игра-форсайт, посвященная разработке основных положений Технодоктрины Российской Федерации. В игре приняло участие 10 команд, составленных из более чем 100 участников форума, которые съехались в Москву из различных городов страны. В ходе форсайта представители инженерного сообщества России выделили  следующие основные направления социально-экономического и научно-технологического развития (тренды) в мировом сообществе:

- развитие ИТ, внедрение ИТ и робототехники во все отрасли производства;

- освоение и коммерциализация космоса;

- альтернативная энергетика;

- нелинейный рост населения в мире, перенаселенность.

Кроме того, некоторые группы отметили такой специфический тренд, как появление доступных высокоскоростных путей.

Среди негативных трендов  часто встречались;

- повышение рисков безопасности;

- снижение уровня  образования.

Основные сценарии, выделенные группами:

- «Самостоятельная Россия» – сценарий успешного импортозамещения , при котором за счет поддержки развития собственных технологий Россия обретает полный суверенитет;

- «Эффективная Россия» – сценарий повышения энергоэффективности в стране путем применения энергосберегающих и информационных технологий;

- «Солнечная Федерация»  и «Всё по плану»- самые, наверное, позитивные сценарии развития, предполагающие гармоничную экспансию страны в космос;

- «Индустриальный гугл» - для решения проблем роста сложности создается система поиска и планирования;

- «Сингулярность 2050» - сценарий ориентирован на трансгуманистичное будущее, где повсеместное наличие роботов и интеграция стала реальностью;

-  «Автоматизированные зомби» -  сценарии усиления инфантилизма и снижения качества образования, где из-за технологий манипуляции сознанием происходит социальная деградация, ведущая к выходу технологий из-под общественного контроля.

В качестве ведущей меры преодоления негативных трендов  командами было предложено создать программу формирования ценностей, направленную на комплексное сочетание мер по сохранению традиционных устоев и развитию образования, науки и технологий. Также были специально отмечены такие важные направления , как усиление импортозамещения, укрепление престижа наукоемких профессий и пропаганда здорового образа жизни (включая доступность бесплатных спортивных секций, открытый доступ к учебным материалам ведущих вузов страны и интерактивным курсам обучения).

 

 

[1] Handbook of Knowledge Society Foresight. European Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions, 2003.

[3] Europen Community Research and Development Information Service http://www.cordis.eu

[4]  Online Foresight Guide  Joint Research Centre (JRC) Institute for Prospective Technological Studies http://forlearn.jrc.ec.europa.eu/

[5] Проект ForeTech: Форсайт прогнозиране на технологиите и иновациите в България и Румъния

[7] Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)

[8] Martin B. Research Foresight and the exploitation of science base. HSMO, London, 1993

[9] Метод Дельфи (иногда дельфийский метод) был разработан в 1950—1960 годы в США для прогнозирования влияния будущих научных разработок на методы ведения войны (разработан корпорацией RAND, авторами считаются Olaf Helmer, Norman Dalkey, и Nicholas Rescher). Имя заимствовано от Дельфийского Оракула.

[11] Покер планирования (англ. Planning Poker, а также англ. Scrum poker) — техника оценки, основанная на достижении договорённости, главным образом используемая для оценки сложности предстоящей работы или относительного объёма решаемых задач при разработке программного обеспечения. Это разновидность метода Wideband Delphi.